Реформа полиции в Харькове. Ожидание VS Реальность

Мы решили разобраться, насколько харьковчане доверяют сотрудникам Национальной и патрульной полиции.

Что предшествовало «новой» полиции

«Старая» милиция много лет подряд оставалась институцией с низким уровнем доверия среди населения Украины. Еще задолго до 2014 года сотрудник ГАИ стал героем массы анекдотов о «толстом ГАИшнике», с которым можно «решить» любой вопрос. О 5% популярности милиции среди украинцев заявил министр внутренних дел Арсен Аваков во время присяги патрульных в Харькове. На имидж правоохранительных органов существенно повлияло заявление министра о превращении милиции в «Национальную полицию».

С 4 июля 2015 года в Киеве начала работать патрульная полиция. В этот день полицейские отмечают свой профессиональный праздник. Закон «О Национальной полиции» президент Порошенко подписал через месяц, 4 августа.

В январе 2015 года ряды сотрудников милиции ГУ МВД в Харьковской области сократились на 500 человек. «Защитники порядка» были уволены за то, что отказались принимать участие в антитеррористической операции на Востоке страны. 26 сентября 2015 года на площади Свободы в Харькове около 800 «новых» патрульных полицейских торжественно приняли присягу. Из них 27 «новоиспеченных» копов были бывшими участниками АТО. Все они прошли 3,5-месячное обучение при Харьковском университете внутренних дел. Первые патрульные в Харькове имели конкуренцию: на 1 место в новом органе «метили» сразу 11 человек.

Статистика

В декабре 2016 года Киевский институт социологии проводил исследование о доверии украинцев разнообразным социальным институтам. По результатам исследования стало известно, что наибольшим доверием в 2016 году пользовались церковь, волонтеры и Вооруженные силы Украины. Доверие к патрульной полиции тогда испытывали 25% украинцев, а недоверие – 41%. Говоря о Национальной полиции, доверие подтвердили почти 23% жителей Украины, а 44% опрошенных ответили на этот вопрос негативно.

Кроме того, на Востоке страны лишь 17% украинцев заявили о доверии к представителям Патрульной и Национальной полиции. Более 50 % участников опроса ответили негативно.

Согласно исследованиям Центра Разумкова, реформа и переименование милиции в Национальную полицию не изменили отношения украинцев к ней. Патрульные полицейские изначально имели позитивный баланс доверия.

К 2017 году уровень доверия к двум ранее отдаленным институциям установился на одном уровне и приблизился к нулю. Так, количество доверявших было равно количеству не доверявших граждан.

В 2017 году абсолютное доверие к патрульным выразили 7,3% опрошенных украинцев, а к сотрудникам Национальной полиции – 5,7%.

По мнению бывшего судьи Конституционного суда Украины Виктора Шишкина, основной проблемой специалистов, которым в итоге не доверяют, является их университетское образование.

«Стоят парни, Национальная гвардия и милиция. Подхожу к ним и спрашиваю: «Почему вы здесь стоите?». 90% не могут ответить. Относительно умные офицеры говорят: «Мы выполняем полицейские мероприятия». Говорю: «Хорошо. Какая это статья Закона о Национальной полиции?» Не знают. Подсказываю: «Статья 31-А».  Если ты говоришь о полицейских мероприятиях, то ты должен, кроме ч. 1, прочитать ч. 2, а там написано, что о проведении полицейских мероприятий население должны предупреждать заранее. Кто дочитал? Вот и вся наука в милицейских школах, на юридических факультетах. Там не изучают систему права, подходы и методологию», - сказал на Круглом столе Виктор Шишкин.

Устав Нацполиции

В 2018 году на «день рождения» полиции в Украине президент подписал Закон «О дисциплинарном уставе Нацполиции», заявив, что устав будет способствовать росту доверия граждан к полицейским. Порошенко отметил, что этот документ определяет полномочия полицейских и их руководителей, виды поощрений и дисциплинарных взысканий. Согласно новому Закону, определяется порядок применения и обжалования этих взысканий. В частности, ст. 1 Закона предполагает необходимость полицейских знать законы, которые определяют их полномочия. Также согласно закону, «копы» должны воздерживаться от высказываний и действий, которые нарушают права человека.

Реальность

Конфликт между блогерами и патрульными полицейскими в Харькове разгорелся с момента основания вторых. Сейчас активисты и блогеры уверены, что патрульные не компетентны в вопросах, которыми занимаются, именно поэтому множество постановлений, оформленных ими, «рассыпаются» в судах. В свою очередь, харьковские адвокаты, которые в судах отстаивают интересы патрульных, уверены в целенаправленной дискредитации полиции как государственного института. Одним из таких «инструментов» дискредитации являются намеренные провокации со стороны активистов.

А статья найдется…

По мнению одного из харьковских адвокатов А. Н., с самого начала возникновения патрульных в Харькове прослеживается четкая тенденция «фабрикования» дел против них.

«Полтора года назад таких дел было открыто 60. Прокуратура изначально хотела сделать их ручными, и она добилась этого. Полицейским в Украине нужны такие полномочия, как в развитых странах. Если копа кто-то хотя бы пальцем обидел, он сразу достает пистолет и стреляет на поражение. В Канаде был случай, когда полицейский остановил пьяного мужчину из России, который приехал туда на заработки. Он вышел из машины и, выкрикивая что-то нецензурное, засунул руку в пуховик. Полицейский посчитал это угрозой своей жизни, достал пистолет и выстрелил ему сразу в голову. Мужчина умер, а полицейского оправдали и не предъявили ему никаких претензий. У нас уголовные дела и условные сроки полицейский получает за обычную царапину в отношении пьяного дебошира. В результате, он нанимает адвоката, тратит на него долларов 500, полтора года ходит по судам, а потом ему еще говорят «ты будь рад и счастлив, что условно получил». А потом с этой «черной меткой» или он сам увольняется, или его увольняют», - рассказал адвокат.

По мнению эксперта, в ситуации с патрульным Денисом Евдокименко адвокат напрочь не прав.

«Патрульные выполняли план системы видеоконтроля «Рубеж» совместно с исполнительной службой. Автомобиль одного мужчины попал под арест за неуплату коммунальных услуг. Патрульные сообщили ему об изъятии машины и дальнейшем отправлении ее на штраф-площадку. На место инцидента прибыл его адвокат и начал физически препятствовать эвакуации. Евдокименко неоднократно предупреждал адвоката о его незаконных действиях. Задерживать адвокатов полицейские не имеют права. В результате, инспектор надел на него наручники и посадил в патрульный автомобиль. Уголовное дело возбудили по статье за препятствие законной деятельности адвоката», - рассказал адвокат А. Н.

Как рассказал адвокат Евгений Мельниченко, который защищает права Дениса Евдокименко, в суде неверно написанный обвинительный акт относительно патрульного отправили на доработку. Прокурор подал апелляцию, чтобы дело снова начали рассматривать в судебном порядке. Дениса Евдокименко на месяц отстранили от службы. По истечению этого срока он вернулся на работу, заплатив около 35 тыс. грн. залога за освобождение из-под стражи.

А ты выполнил норму?

Говоря о компетенции патрульных, адвокат А. Н. отметил, что в той ситуации, в которой действуют «копы», при том обучении, которое им проводится, при том денежном довольствии, которое они получают, при том количестве негатива, который они ощущают, они вполне компетентны.

Харьковский активист «Дорожного контроля» Виталий Бойченко, известный как «Хозяин двора» считает, что обеим правоохранительным ведомствам доверяют менее 50% харьковчан.

«Это касается их некомпетентности, неподготовленности и не знания законов. Очень мало людей знают законы, потому что пришли в полицию сугубо заработать свои 8 тысяч, отсидеть и уйти домой. Порой бывает, что сотрудники (патрульной, - ред.) полиции не знают элементарных вещей. Например, как составить ст. 130 (КУпАП, - ред). Это касается алкогольного опьянения. Не знают, как правильно написать постановление, протокол написать. Компетентность – в наихудшем состоянии. Грамотные полицейские уже давно ушли по понятным причинам: маленькая зарплата и преступные требования со стороны руководства, как и было при ГАИ. Руководство заставляет их составлять протоколы и постановления. Есть четкий перечень протоколов и постановлений, которые должен составить полицейский за смену. Если не составят, то лишают премии. Если раньше на это не обращали внимания, то сейчас сами патрульные говорят, что это действительно есть. В основном, это 130 ст. (КУпАП, - ред), а также 122, 124, 126 ст. Но лучше, конечно, больше 130-х статей, это (касается, - ред.) состояния алкогольного и наркотического опьянения. Эта статья поощряется якобы больше», - рассказал Виталий Бойченко.

На вопрос о «незаслуженных» наказаниях полицейских по части «превышения служебных полномочий» активист ответил, что чаще всего встречал случаи, когда полицейский не понес надлежащего наказания за свои незаконные действия.

«За годы своей активной деятельности я не встречал ситуаций, когда полицейских наказывали бы, как того требует закон. Хотя я сам боролся за это не один раз», - прокомментировал Бойченко.

При этом «Хозяин двора» считает, что давать больше полномочий «копам» абсолютно противопоказано, пока они не знают «азов» своей работы и законодательства.

По мнению харьковского блогера «Толямбы», за последние два года уровень доверия к харьковской полиции значительно снизился. Это связано с масштабной «пиар-компанией», которую проводили власти во время начала реформы, и итогом их работы – безосновательными штрафами.

«Юридически грамотный человек может в рамках закона оспорить неправомерный штраф. Однако большинство украинцев, не имея нужных знаний, оплачивают такие штрафы, потому что у них нет другого выхода. К сожалению, ни для кого не секрет, что в полиции есть «планы» по штрафам и постановлениям. В сети есть публичная информация о том, что если инспектор не напишет нужного количества постановлений, ему не дадут выходной или снизят премию. При ГАИ была «палочная система», когда милиционер за невыполнение плана мог не выйти на «линию». Сейчас все немного по-другому отражается: наказывают деньгами или выходными», - говорит блогер.

«Толямба» добавил, что такие прецеденты возникают из-за незнания патрульными процессуального законодательства либо намеренного компрометирования материалов дел инспекторами.

«Если зайти в реестр судебных решений, то можно увидеть, что множество дел, составленных инспекторами (патрульной полиции, - ред.), «разваливаются в судах», - сказал харьковский блогер. «Из-за необходимости выполнить план, патрульные начинают выписывать постановления там, где в цивилизованных странах водитель отделался бы предупреждением и пожеланием счастливого пути. Ситуация произошла на прошлой неделе в Киеве. Вынесли человеку постановление за то, что у него отсутствовал задний номерной знак. Машина стояла припаркованная, водитель никуда не ехал. К нему подошли патрульные, которые в этот момент проезжали мимо и увидели автомобиль. По сути, нарушение, это когда управляешь транспортным средством без номерного знака, в данном случае. Патрульные попросили документы и вынесли на него постановление по ч. 6 ст. 121 КУпАП», - рассказал блогер.

Блогер считает, что решить проблему некомпетентности патрульных можно путем обращения к руководству структуры, чтобы курсы для инспекторов проходили более углубленно. Также, по его мнению, необходимы изменения в законодательстве, чтобы полицейские несли ответственность за постановления, которые были оформлены ими ненадлежащим образом.

«При ГАИ инспектор нес ответственность за каждое отмененное постановление. Проводилось служебное расследование, и такого инспектора могли наказать вплоть до увольнения. Сейчас абсолютно никакой ответственности нет», - отметил харьковчанин.

Ситуацию с полицейским Денисом Евдокименко прокомментировал блогер «Толямба».

«Есть такой полицейский Евдокименко в Харькове. Его в последнее время распиарили, я думаю, вы слышали. Там открыто производство за препятствие адвокатской деятельности. Все полицейские рассказывают, что он не виновен и все правильно сделал. Но почему-то прокуратура считает по-другому. Я считаю, будет правильно, если этот полицейский понесет ответственность. Блогер также отметил, что есть множество резонансных дел, когда полицейские годами остаются безнаказанными, приведя в пример дело патрульного Александра Мамотюка.

А что говорят полицейские?

Сами полицейские говорят, что по сравнению с началом реформы, к 2018 году мотивация работать у них упала. Так, бывшая патрульная Ляна Теремкова, которая уволилась в марте этого года, считает, что из-за этого 70% населения «копам» не доверяет.

«Ребята видят, что происходит в Харькове. Тот же Чугуев, когда у людей деньги вымогали. Для людей это все одни и те же полицейские. Форму надел, значит – патрульный. Если на дороге, значит, это новые патрульные, молодые. На самом деле, многие ребята действуют согласно закону. Люди не знают законов и вызывают, например, по семейным обстоятельствам. Жена хочет, чтобы пьяного мужа забрали. Она думает, что сейчас приедут и заберут. И, конечно, она будет кричать, что ничего патрульная полиция не делает. Ей главное, чтобы вопрос был решен. А законно это или нет, это уже другое дело», - рассказала бывшая патрульная.

По словам девушки, на патрульной полиции сказывается много факторов старой милиции, которая переаттестовалась.

«Патрульный должен 100 раз подумать, прежде чем совершить какой-то поступок. Потому что потом в суде от нападок прокуратуры он будет защищать себя самостоятельно, нанимая адвокатов за свои деньги. Зачем ему куда-то «встревать», чтобы потом со своих 10 тысяч, которых ему и так не хватает, себя защищать?», - добавила Теремкова.

Девушка убеждена, что незнание людьми своих прав и законов страны провоцирует их негативное мнение насчет полицейских.

В тему: Били ногами и стулом. В Харькове будут судить "копов", которые издевались над людьми.

Читайте также: "Давай по пацански": харьковские полицейские делали "закладки" наркотиков, и вымогали деньги у наркоманов.