17:59, 29 травня 2012 р.

Таможня «стрижет бабло»

Театр, как известно, начинается с вешалки, а любая страна - с таможни. Об этом стоило бы помнить нашим чиновникам, истово горланящим о евроинтеграции и небывалых успехах в подготовке к Евро-2012.

На днях я вернулся из короткой автобусной поездки в Европу. Возвращение домой из цивилизованных стран всегда процесс болезненный – к хорошему привыкаешь быстро, – но на этот раз родина превзошла саму себя.

Границу наш автобус пересекал через таможенный пункт "Тиса" возле Чопа. Несмотря на то, что в автобусе находилась организованная туристическая группа, процедура неожиданно затянулась.

Если кто-то представляет себе отечественного таможенника в образе обаятельного и благородного Павла Верещагина из "Белого солнца пустыни" – забудьте. Наш таможенник – это хмурое, хамовитое существо с наглой рожей и алчным блеском хищных глаз.

Я и прежде обращал внимание на неадекватность наших таможенников – не заметить такое трудно. Даже по сравнению с российскими коллегами они всегда выглядели бандой мародеров. Особенно это бросалось в глаза при возвращении поездом из России в Украину. Следом за строгими, с военной выправкой российскими таможенниками в вагоны вваливалось несколько развязных мордоворотов в едва застегивающихся на толстых брюхах форменных тужурках и начинало приставать к пассажирам с идиотским вопросом: "Оружие, наркотики есть?". Как будто человек в здравом уме может ответить на него утвердительно. Одновременно по вагону принимались шмыгать коренастые и ушлые "менялы" и торгаши. Это при том, что пассажирам не то что входить-выходить, но даже перемещаться по вагону во время таможенного досмотра категорически запрещается. Приглянувшихся пассажиров таможенники уводили в неизвестном направлении. Спустя некоторое время жертвы возвращались нервные, расхристанные и без денег.

Путешествующие автомобильным транспортом имеют возможность наблюдать несколько иную, но все же аналогичную картину. Особенно шокирует это на фоне европейских пограничных пунктов.

Для тех, кто никогда не бывал в Европе, обрисую типичный алгоритм пересечения, например, польской границы. Автобусы с туристами останавливают на пропускном пункте, заходит вежливый польский пограничник (обычно приветливо улыбаясь), собирает по одному паспорта, сверяя фото в паспорте с его предъявителем, и скрывается в здании таможни. Через некоторое время паспорта с уже отмеченными визами возвращают руководителю группы и предлагают автобусу переместиться к месту контроля багажа. Там польские таможенники осматривают багажные отделения автобуса и могут попросить водителей достать 1-2 чемодана для ознакомления с их содержимым. При этом сами таможенники в чемоданах, как правило, не роются, ограничиваясь поверхностным обзором. По завершении этой процедуры автобус беспрепятственно пропускают. В самом Евросоюзе границы вообще чисто номинальные – там никто никого не задерживает и вещи не шмонает.

Когда мы выезжали из Венгрии, нас выпустили за каких-то 15 минут: пограничник зашел, собрал паспорта, - и уже вскоре с проштампованными визами мы подъехали к нашей границе.

Вот тут-то все и началось. То, что украинские таможенники живут не на зарплату, знают даже малые дети. Причем сам факт взяточничества в нашей стране давно никого не удивляет – у нас даже соответствующая пословица есть: "Не подмажешь - не поедешь". Но я впервые увидел, чтобы люди с таким рвением "зарабатывали" себе на "хлеб насущный".

В прошлом году при въезде в Украину с территории Польши нас тоже задержали на таможне. Но тогда водители пошушукались с таможенниками, собрали с нас - туристов - по 20 гривен, и автобусу был дан "зеленый свет".

В этом году то ли размер взятки вырос, то ли водители решили сэкономить, но проверку на таможне нам устроили по принципу "все включено".

Сначала у нас традиционно собрали паспорта и долго ждали. Но денег таможенникам никто не понес. Тогда нам раздали и велели заполнить таможенные декларации, в которых следовало указать все имеющиеся в наличии ценности (даже купленную за границей пачку макарон и сувениры), а также сумму наличной валюты и личные украшения из драгметаллов, причем с указанием их стоимости. Паспорта, серию и номер которых нужно было указать в декларациях, почему-то при этом не вернули.

Ввиду очевидной нелепости озвученных требований в автобусе поднялся ропот, и после переговоров руководителя нашей группы с местным начальством нам все же отдали паспорта и великодушно разрешили макароны не декларировать.

Кое-как заполнив декларации и передав их таможенникам (опять-таки вместе с паспортами), мы стали ждать. Спустя некоторое время декларации нам вернули, приказали выйти из автобуса и вместе с вещами проследовать на таможню. Там, собрав всех в одном помещении, таможенники стали по одному вызывать нас к столу и досматривать вещи.

Досматривали без тени смущения, у всех на виду, копаясь в самых интимных принадлежностях, от чего некоторые дамы из нашего автобуса то густо краснели, то мертвенно бледнели. Одновременно таможенники всем видом демонстрировали неудовольствие и презрение, сопровождая свои действия грубыми комментариями.

Хочу заметить, что хотя фото- и видеосъемка на границе запрещена, а нарушителю грозит изъятие камеры, таможенники опасаются открыто называть сумму, на которую претендуют. Поэтому ведут себя как макаки-резусы, намекая на взятку ужимками и ухмылками.

Вдоволь налюбовавшись их ритуальными кривляниями, пока подходила моя очередь, я, наконец, грюкнул чемоданом об стол. Таможенник поковырялся пальцами в моих вещах, взглянул в декларацию, в которой я проигнорировал пункт о валюте (ибо не счел нужным письменно декларировать три десятка евро), и язвительно спросил: "А де валюта? Шо, все по заграницам растренькал?". Не найдя более достойного ответа, я изрек короткое "Да" и был отпущен, как не представляющий интереса.

На этом, казалось бы, все должно было закончиться. Но нет. После досмотра вещей и посадки в автобус у нас снова забрали паспорта, уже в который раз. Теперь, якобы, для ксерокопирования. Ожидание затянулось. Видя безвыходность ситуации, руководитель группы отправилась следом за паспортами и долго не появлялась.

Зато появился злой таможенник, который заявил, что мы недобропорядочные граждане, поэтому он сейчас загонит автобус на эстакаду и устроит досмотр по полной программе. К счастью, в этот момент прибежала наша сопровождающая с паспортами и радостным известием, что обо всем уже договорились, и мы можем ехать. Лицо у таможенника сразу стало постным и скучающим, и он поспешил переключить свое внимание на следующий автобус, ожидающий своей "участи".

Провожая его взглядом из окна автобуса, я вдруг подумал: и эта страна собирается принимать Евро-2012? Если даже мелкий чиновник на границе так относится к своим согражданам, то на что здесь могут рассчитывать иностранцы? Не возникнет ли у них после визита к нам справедливое и закономерное желание отгородиться от Украины, как от зачумленной зоны? И тогда – прощай евроинтеграция и все, что с ней связано.

Самое забавное, что я, как и большинство украинцев, пострадаю от этого гораздо меньше "больших шишек" во власти – у меня за рубежом никаких активов нет, мне просто за державу обидно. А вот понимают ли возможные последствия этого в руководстве страны, где у каждого чиновника или вилла в Вене, или особнячок в Баден-Бадене – большой вопрос. Я лично в их интеллектуальных способностях сильно сомневаюсь.

Р.S. Пока отечественные политики наперебой трактуют заявления западных коллег на тему бойкота Евро-2012, украинская таможня может решить этот проблемный вопрос одним махом – взять и никого не пустить. Заявил же недавно на брифинге директор Департамента информационной политики МИД Олег Волошин, что Запад не может бойкотировать Евро-2012, потому как "мы фактически никого не приглашали".

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...