• Головна
  • Лучший в СССР: история Харьковского аэропорта (ФОТО)
Совковый Харьков
15:08, 15 травня 2018 р.

Лучший в СССР: история Харьковского аэропорта (ФОТО)

Совковый Харьков

Харьковский аэропорт расположен в городской черте в 12 км южнее центра Харькова. Является крупнейшим аэропортом восточной Украины.

История гражданской авиации Украины берет свое начало в нашем городе. Именно в Харькове 26 марта 1923 года было учреждено акционерное общество «Укрвоздухпуть», одной из задач которого была организация регулярных авиарейсов.

25 мая 1924 года были открыты первые регулярные пассажирские линии «Укрвоздухпути»: Харьков-Полтава-Киев и Харьков-Кировоград-Одесса. Грунтовая взлетно-посадочная полоса находилась в то время на северной окраине города за городским парком, в Сокольниках – там, где сейчас располагается авиазавод. В 1928 году из Харькова начали выполняться первые международные рейсы по маршруту Харьков-Тегеран.

Лучший в СССР: история Харьковского аэропорта (ФОТО), фото-1

Довоенные годы

В 1926 году на базе авиамастерских «Укрвоздухпути» был организован Авиазавод имени Совнаркома УССР. Развитие авиационного производства в Сокольниках потребовало переноса гражданского аэропорта. Для него было выбрано место в 12 километрах к югу от центра города, за поселком Основа.

Новый аэропорт вступил в строй 6 декабря 1932 года. Он включал в себя грунтовую взлетно-посадочную полосу, двухэтажное здание аэровокзала и прочие наземные службы. В августе 1933 года аэропорту было присвоено имя П. Постышева, а в 1936 году аэропорт был признан лучшим в СССР.

Лучший в СССР: история Харьковского аэропорта (ФОТО), фото-2

В предвоенные годы в Харьковском аэропорту совершали посадку транзитные рейсы, проходившие из Москвы и Ленинграда в Крым и на Кавказ. Здесь приземлялся крупнейший пассажирский самолет тех лет, шестимоторный гигант П-124 (АНТ-20бис), который выполнял рейсы Москва – Харьков – Минеральные Воды.

Аэропорт являлся самостоятельной хозрасчетной единицей, непосредственно подчиненной Главному управлению гражданской авиации. В 1941 году на аэродроме была построена бетонная взлетно-посадочная полоса. С началом Великой Отечественной войны личный состав аэропорта вошел в состав Киевской и Харьковской особых авиагрупп Гражданского Воздушного флота.

Великая отечественная война

В 1940-1941 годах в аэропорту построили две цементобетонных полосы длинной 1000 м и шириной 80 м, рулежные дорожки и места для стоянки самолетов из кирпича и цементобетона, аэровокзал, склады, два железных ангара. Аэропорт был оснащен радиомаяком.

В период Второй мировой войны аэропорт Харьков Основа был сильно разрушен: летное поле, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, стоянки для самолетов больше нельзя было использовать.

Акты проведенных исследований того времени говорят о том, что на каждые 100 м приходилось по 2-3 воронки от бомб. Разрушены были также ангары и здание аэровокзала.

Лучший в СССР: история Харьковского аэропорта (ФОТО), фото-3

Послевоенные годы

Существующий аэровокзал был сооружен в послевоенные годы по типовому проекту, разработанному московским НИИ «Аэропроект» в 1951 году (арх. Элькин Г., Крюков Г., Миткевич Г.). Этот же проект был применен во Львове, Свердловске (ныне – Екатеринбург), Челябинске и других городах СССР. Строительство аэровокзала началось в 1951 году, а его открытие было приурочено к помпезному празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией (1954 год).

В 1958 году к аэропорту из центра города была проложена троллейбусная линия.

Лучший в СССР: история Харьковского аэропорта (ФОТО), фото-4

Внешне здание аэровокзала отличается повышенной парадностью, характерной для «сталинской» архитектуры 30-х – 50-х годов. Центральный вход украшает восьмиколонный портик с высоким парапетом сложного очертания. Над зданием возвышается изящная восьмигранная башенка со стройным шатром и шпилем, увенчанным золоченым венком. Интерьеры обильно оснащены лепными архитектурными деталями и росписями. До постройки гостиницы, на втором этаже аэровокзала находились комнаты матери и ребенка, а также гостиничные номера.

Аэропорт при распаде СССР

Уже к началу 70-х годов Харьковский аэропорт ежегодно обслуживал до 600 тысяч пассажиров, а через 10 лет эта цифра возросла до 900 тысяч человек. В то же время город вплотную подступил к аэропорту.

В генплане города, разработанном в конце 70-х – начале 80-х годов было предусмотрено строительство нового аэропорта в районе пгт. Полевая Дергачевского района, что в 30 километрах от Харькова.

Лучший в СССР: история Харьковского аэропорта (ФОТО), фото-5

В перспективе туда же планировался вынос сборочных цехов авиазавода. Проект нового аэропорта разрабатывал институт «Украэропроект», а аэровокзала – «Укргорстройпроект».

Аэропорт планировалось связать с городом скоростной автомагистралью. В конце 80-х годов началось строительство взлетно-посадочной полосы, но с распадом СССР работы были прерваны.

Напомним, верблюды, жена Ленина, Высоцкий и Шаляпин: история потерянного театра Муссури в Харькове.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#аэропорт #харьков #совок #СССР #история
Високі оцінки користувачів за Достовірність
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...