«Я рисую светом». Как незрячий художник из Харькова создает картины, - ФОТО
На нашем сайте продолжается спецпроект "Интервью от 057". В этот раз мы пообщались с ослепшим харьковским художником.
Харьковчанин Дмитрий Дидоренко — художник, придумавший уникальную технологию рисования. С помощью бумажных трафаретов он создает картины, которые буквально «видит» руками – более 20 лет назад Дмитрий полностью утратил зрение. Художник-конструктор по образованию рассказал сайту 057 вдохновляющую историю человека, сумевшего обернуть жизненные обстоятельства в свою пользу.
Мама художника, Надежда Гавриловна, встретила журналиста с блокнотом в руках. В записную книжку она вносит информацию о каждой картине: как называется, чем нарисована и за какой период.
Беседу с Дмитрием Дидоренко мы начали с детских воспоминаний художника.
«Я был очень наблюдательным и творческим. Первое воспоминание - когда мне было около года. Я лежал ухом на подушке и слышал пульс (но тогда этого не понимал): «хрусь-хрусь-хрусь». Сразу представлял белый снег и как он хрустит», - рассказывает художник.
Первые рисунки создавал на полу квартиры, который стелил папа, вспоминает Дмитрий. Под паркетом есть деревоплита, на которой отец расчерчивал линии. Он заметил, что маленький Дмитрий заинтересовался разметкой – тогда выставил на балконе вертикальную плиту для рисования. Дал будущему художнику тряпку, ведро и кусок мела. Дмитрий рисовал картины, вытирал их и снова создавал. Первыми рисунками стали изображения семьи.
Об учителях
«Моим первым учителем был Михаил Иванович Дементьев (Член Союза художников СССР - прим). Он был моим преподавателем рисования с 4-го класса. Это была серьезная художественная школа: физико-технический институт низких температур. Дементьев мне говорил: «Горшки ты можешь научиться рисовать и в 70-лет». А я на тот период выпиливал солдатиков, пушечки. Он к этому относился скептически. Моей маме говорил, что у Димы редкий дар художника-конструктора. Он считал меня любимым учеником. Я к нему бегал как к родителю: ходил в кабинете среди коллекций перьев, шлемов, сабель – и кайфовал от этого», - вспоминает Дмитрий.
Ребенку нельзя запрещать развиваться. Это не значит поставить тыкву и кувшин рядом: нарисуешь – молодец
«Михаил Иванович мне передал какую-то необузданную сумасшедшую свободу. Он никогда не бил по рукам – только подсказывал. Я ходил на первые курсы как в храм. Когда я из армии приехал, где тайком рисовал, около 20 работ показал ему, на что он ответил: кто бы что не говорил, не думай исправлять. Одна из этих работ на тему Второй мировой сейчас находится в Донецком художественном музее, с 1995 года», - рассказывает художник.
Д. Дидоренко. Город моего сна
Про юношество
В армии Дмитрий Дидоренко также служил художником – был командиром отделения художников. По его словам, тут творцы рисовали коммунистическую пропаганду: чертежи, планы боевой готовности в первый и второй день ядерной войны. После армии харьковчанин сразу поступил в Худпром (Харьковская государственная академия дизайна и искусств – прим.), где и получал нужные системные знания.
После армии начал «собираться» на улице – выходить и рисовать пейзажи. Так Дидоренко стал основоположником художественного уличного движения - до этого выставлялись только портретисты на День города.
«Я демпинговал (занижал цены): все продавали по 80 рублей картины, а я по 20-30, для студентов и пенсионеров – 8 рублей за маленькую акварель в начале 1990-х. За три года создал 700 акварелей, они разъехались по 19 странам мира. Я «с асфальта» начинал. После меня начали выставляться другие», - вспоминает художник.
О травме
В 1997 году проходила экспедиция по перезахоронению незахороненных останков бойцов, погибших во Второй мировой войне. В 23 года Дмитрий также занимался общественной работой – был инструктором-методистом в обкоме комсомола. На экспедиции ездили с бойцами и саперами. Во время одной из них художник подорвался на немецкой мине времен Второй Мировой. Дмитрий полностью потерял зрение, был тяжело ранен и контужен. На реабилитацию у художника ушло 4 месяца. После этого изменилось и творчество харьковчанина – но не прекратилось.
«Жизнь невольно изменилась: появились новые технологии и материалы. Я до этого был акварелист в основном, иногда маслом писал, но редко. Сначала рисовал гуашью, набивал поролоном, потом использовал сложную систему лекал по принципу трафарета. Технология каждый год совершенствовалась. Я съездил в Германию, продал там картину. По Украине ездил и по СНГ. Много продавал и рисовал - более 1000 картин. Они есть у разных людей: от представителей президентских кругов до мировых арт-диллеров», - рассказывает художник.
В тему: "Обережно, двері зачиняються. Интервью с "голосом харьковской подземки".
О творчестве
Дмитрий Дидоренко говорит, что рисует картины, а потом продает их. При этом не стесняется называть себя «продажненьким» - в хорошем смысле слова.
«Илья Репин нарисовал две картины «Запорожцев», Сальвадор Дали никуда свою кисть не бросал без денег», - шутит творец.
На вопрос, как при полной потере зрения художник чувствует цвет, он ответил творчески – говорит, что это надо чувствовать.
«Это чувство сравнимо с желанием жить. Как тонущий, оказавшийся без акваланга под водой. Человек должен быть готов драться наравне со зрячими. То, что человек рисует за 40 минут, я могу рисовать 40 дней. Потому что мы не на равных», - рассказывает автор.
И добавляет: костыли, инвалидные коляски, черные очки, палочки никто покупать не хочет. Люди хотят покупать красивые картины – при этом художник показывает на работу с названием «Все хорошее вернется». Говорит, что тут каждый увидит свое – кто-то просто море, кто-то Крым. А развешенные трусы и арбузы символизируют спокойный летний день, в котором все идет своим чередом.
Д. Дидоренко. Все хорошее вернется
Я стараюсь быть не обузой, а магнитом
О жизненной позиции
«Меня не должны шарахаться. Чтобы так жить, я должен жить радостно, перспективно, денежно и удивлять других тем, что нет ничего невозможного. Вместо вас никто жить не будет. В моих картинах негатива нет – я туда не испражняюсь. Я рисую светом. То, что вы видите такой положительный образ, успех, он сформирован целиком и полностью совокупностью произволов (выражаясь толстовским языком). Каждый сделал маленький вклад: то, что я из себя представляю – не моя заслуга. Это моя позиция и стремление, в котором участвовали много людей», - утверждает харьковский художник.
В 23 года молодому парню предлагают стать пенсионером: вот тебе выплаты, сиди под солнышком, смотри телевизор и не жужжи. Это как смерть пережить живым. Я тогда понял психологию старика - мне как будто дали прожить жизнь второй раз, но в более тяжелых условиях. Я не мог не рисовать – это было невозможно
Свои картины Дмитрий продает в Украине и за границей, чем и зарабатывает себе не безбедную жизнь, как говорит сам художник. В квартире Дмитрия, где он живет с мамой, обычная мебель и скромный ремонт. На вопрос о небогатом быте творец отвечает философски: нужно себя окружать необходимыми вещами.
Дмитрий включает радио, чтобы под музыку создавать картины
Дверь крепко закрыта, уютно в доме и машина наготове. Остальное – придет
«Я плачу за себя. Для меня важно быть независимым в материальном плане. Если мне импресарио говорит: давайте я вас куплю. Я говорю: давайте, но нужно определиться с целями и задачами. Моя стоимость – 36 тысяч долларов. Хотите – берите. Вдобавок – 13 картин. Такие люди потом «отваливаются» сами по себе. Мне не нужны директора. На счет дорогой мебели – мне не нужны золотые унитазы и шкафы для бюстгальтеров. Ну поставишь ты это – а дальше что?», - рассуждает художник.
Д. Дидоренко. Скифянка
О влиянии войны на творчество
«У меня есть картина с названием «Эрих Мария Ремарк. Обретенное - потерянному поколению». На ней изображена автомастерская и товарищи, мечтающие о том, что они будут делать после войны. Кто-то мечтает, как будет катать свою девушку в красивом красном платье на красном кабриолете, кто-то еще о чем-то. Сама картина о том, что не надо плакаться: мы не единственные, кто воевал. Она о том, что мы обретенное поколение – мы смогли побороть зло», - говорит художник.
Д. Дидоренко. Ремарк был крамером. Обретенное - потерянному поколению
И добавляет о картине с трусами и арбузами, нарисованной в 2018 году: все хорошее возвращается. Крым будет наш. Каждый вор чужой территории будет наказан. Главное - жизнерадостность.
Читайте также: «Buick» Буденного и самодельные машины: как харьковчанин собрал коллекцию из 100 ретро-автомобилей.
Другие интервью в спецпроекте от сайта 057.ua вы можете прочесть здесь.